Версия для слабовидящих: ВклВыкл Изображения: ВклВыкл Размер шрифта: AAA Цветовая схема: AAAA
Версия для слабовидящих

г. Санкт-Петербург, Шоссе Революции 102к2, Бизнес-Центр «СовПлим», 4 этаж

Пн-Пт: 9:00-17:30

г. Санкт-Петербург, Шоссе Революции 102к2, Бизнес-Центр «СовПлим», 4 этажПн-Пт: 9:00-17:30

Как проходит проверка МЧС по пожарной безопасности

МЧС проверяет предприятия по плану проверок и вне плана проверок.
План проверок на следующий год утверждают в декабре текущего года.
По плану проверок проверяют все предприятия, кроме предприятий, которые отнесли к категории низкого риска.
ВНИМАНИЕ
не исключают из плана проверок субъекты малого предпринимательства в социальной сфере, а также в сфере:здравоохранения,образования,теплоснабжения,электроэнергетики,энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Специальную периодичность плановых проверок установили для предприятий в сферах образования и медицины. Периодичность проверок:
• для предприятий, которые оказывают амбулаторно-поликлиническую, стационарную и санаторно-курортную медицинскую помощь, – не чаще одного раза в два года;
• учреждений дошкольного, начального общего, основного общего и среднего полного общего образования, а также учреждений, которые предоставляют социальные услуги с проживанием, – не чаще одного раза в год;
• детских лагерей – один раз перед началом каникул.
Для остальных предприятий периодичность плановых проверок зависит от категории риска предприятия. Предприятия:
• с высоким риском проверят один раз в три года;
• значительным риском – один раз в четыре года;
• средним риском – не чаще одного раза в семь лет;
• умеренным риском – не чаще одного раза в 10 лет.
Такие правила следуют из пункта 10 статьи 1 Закона от 29 декабря 2014 г. № 20-ФКЗ, части 9 статьи 9, частей 1–2 статьи 20 и части 1 статьи 26.1 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, пункта 21 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 290, пункта 15 Правил, утвержденных Постановлением РФ от 17 августа 2016 г. № 806, постановления Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944.
Вне плана МЧС придет, если предприятие не выполнило в срок предписание по пожарной безопасности либо еслина территории, где располагается предприятие, установили особый противопожарный режим.
Дополнительное основание для внеплановой проверки МЧС по пожарной безопасности – еслиранее пожарный надзор не смог провести проверку предприятия и составил об этом акт.
Также пожарный инспектор придет, если в МЧС поступили:
• сообщение от предприятия о том, что ввели в эксплуатацию объект защиты или изменили его класс функциональной пожарной опасности;
• информация от граждан, организаций, органов власти, СМИ о нарушении требований пожарной безопасности на предприятии;
• поручение Президента РФ, Правительства РФ о проведении проверки;
• требование прокурора провести проверку.
Это следует из части 2 статьи 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ и пункта 67 Административного регламента, утвержденного приказом МЧС России от 30 ноября 2016 г. № 644; далее – Административный регламент от 30 ноября 2016 г. № 644 от 30 ноября 2016 г. № 644.

МЧС при плановой проверке пожарной безопасности использует проверочные листы.
Самое главное, на что обратит внимание пожарный инспектор.
Что проверит инспектор и на что обратит внимание:
1. Документы по пожарной безопасности
Приказы о соблюдении правил пожарной безопасности и о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность, инструкции по пожарной безопасности, акты об обработке огнезащитным составом деревянных конструкций, панелей, стеллажей и т. д.
2. План эвакуации
Планы эвакуации на всех этажах здания, в том числе соответствуют ли планы фактическому расположению:
• помещений;
• средств предупреждения;
• средств пожаротушения;
• средств связи
3. Средства пожарной автоматики
Средства:
• пожарной автоматики;
• сигнализации;
• оповещения;
• пожаротушения;
• дымоудаления.
Инспектор попросит показать ему акты проверки работоспособности пожарной автоматики
4. Журналы
Журналы:
• отработки планов эвакуации;
• учета огнетушителей;
• технического обслуживания огнетушителей;
• вводного противопожарного инструктажа;
• противопожарного инструктажа на рабочем месте;
• отработки планов эвакуации и т. д.
5. Средства пожаротушения
Первичные средства пожаротушения и их исправность. Инспектор проверит бирку на огнетушителе со сроком последней перезарядки
6. Пожарный водопровод
Внутренний пожарный водопровод и акт его последней проверки
7. Знаки пожарной безопасности
Знаки пожарной безопасности с местонахождением:
• огнетушителей;
• эвакуационных выходов;
• телефонов;
• ключей и т. д.
8. Эвакуационные пути и выходы
Захламленность эвакуационных путей, выходов, подвалов, чердаков;
достаточность ширины и высоты эвакуационных выходов;
количество эвакуационных выходов
9. Решетки
Инспектор проверит, нет ли глухих решеток, которые могут помешать эвакуации людей либо доступу пожарным в здание в случае пожара
10. Электросети и аварийное освещение Состояние электросетей и электробезопасности, в том числе:
• акт замеров сопротивления изоляции и заземляющих устройств;
• аварийное освещение;
• электрические фонари у дежурного персонала;
• электрощитовые;
• скрутки в проводах и т. п.
11. Места для курения
На открытом воздухе:
• знак «Место для курения»;
• пепельница;
• фонарь.
В помещении:
• знак «Место для курения»;
• плотно закрывающаяся дверь;
• пепельница;
• лампа освещения;
• огнетушитель;
• приточно-вытяжная вентиляция
При внеплановой проверке пожарный надзор проверит вопросы в соответствии с предметом проверки. Пожарный надзор не вправе требовать информацию, которая не относится к предмету проверки.
Это указано в абзаце 4 пункта 10 Административного регламента от 30 ноября 2016 г. № 644.

Какие документы запросит МЧС
Полный перечень документов, которые проверит пожарный инспектор и что может запросить:
• учредительные документы;
• приказы о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объекта защиты, и их должностные инструкции;
• декларацию пожарной безопасности;
• техническую документацию по вопросам энергоснабжения, водоснабжения, установок систем предотвращения пожаров и противопожарной защиты;
• договоры на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию систем предотвращения пожара и противопожарной защиты;
• технологическую документацию, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами противопожарного режима, иными НПА, которые содержат требования пожарной безопасности;
• договоры аренды, лизинга, иные гражданско-правовые договоры, которые подтверждают право владения, пользования или распоряжения объектом защиты на законных основаниях;
• договоры на выполнение работ, которые подлежат лицензированию в области пожарной безопасности, для определения ответственных за пожарную безопасность объекта;
• лицензию предприятия, которое выполняло на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;
• сертификаты соответствия или декларации соответствия на продукцию, которую выпускает или реализует предприятие.
Это следует из пункта 64 Административного регламента от 30 ноября 2016 г. № 644.

Какова процедура проверки МЧС пожарной безопасности
Пожарный надзор проводит исключительно выездные проверки (п. 55 Административного регламента от 30 ноября 2016 г. № 644).
Пожарный надзор проводит плановые и внеплановые проверки по распоряжению о проверке, которое издают по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141.
Из распоряжения узнайте вид проверки – плановая, внеплановая, имя и должность инспектора, предмет проверки – что будут проверять, срок проверки и т. п.
Копию распоряжения инспектор предъявит, когда приедет на предприятие, вместе со своим служенным удостоверением.
Внеплановые проверки пожарный надзор согласует с прокуратурой. Внеплановые проверки по жалобе о нарушении правил пожарной безопасности проводят без согласования с прокуратурой, в нее направляют только уведомление в течение 24 часов после начала проверки (п. 68 Административного регламента от 30 ноября 2016 г. № 644).
О плановой проверке пожарный инспектор предупредит не позднее чем за три рабочих дня (п. 59 Административного регламента от 30 ноября 2016 г. № 644).
О внеплановой проверке пожарный инспектор предупредит не позднее чем за 24 часа до ее начала. Если внеплановую проверку проводят по жалобе, сообщению о реконструкции или в связи с ранее не проведенной проверкой, то инспектор не сообщит о проверке (п. 73 Административного регламента от 30 ноября 2016 г. № 644, ч. 16–17 ст. 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).
Продолжительность проверки предприятий не должна превышать 20 рабочих дней. Для малых предприятий общий срок плановых выездных проверок всеми контролирующими органами не может превышать в год:
• 50 часов – для малого предприятия;
• 15 часов – для микропредприятия.
По результату проверки инспектор составит акт, а если выявит нарушения, то еще предписание и постановление об административном наказании.
Сроки предписания для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности инспектор пожарного надзора установит с учетом:
• характера нарушения;
• имущественного и финансового положения;
• организационных и технических условий, которые влияют на устранение нарушений.
Это указано в пункте 91 Административного регламента от 30 ноября 2016 г. № 644.

Что грозит организации и ее ответственным сотрудникам по итогам проверки МЧС по пожарной безопасности
Если по результатам проверки пожарной безопасности инспектор выявит нарушения, то на предприятие и ответственных за пожарную безопасность должностных лиц наложат штраф. В исключительных случаях деятельность предприятия могут приостановить до 90 суток.
Такие правила следуют по смыслу статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Если нарушение правил пожарной безопасности повлекло вред здоровью или смерть работников, ответственным работникам грозит уголовная ответственность.

Как обжаловать результаты проверки МЧС по пожарной безопасности: пошаговый алгоритм
Обжаловать результаты проверки пожарного надзора можно в административном и судебном порядке.
Как обжаловать результаты проверки в административном порядке
Чтобы обжаловать результаты проверки, обратитесь к должностному лицу, которое выдало распоряжение о проверке, либо руководителю вышестоящего органа государственного пожарного надзора.

ВНИМАНИЕ
если одновременно обратиться в вышестоящий орган пожарного надзора и в суд, то жалобу рассмотрит только суд (ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ).
Жалобу составьте в произвольной форме. Укажите в ней действия пожарного инспектора, с которыми не согласны, и приложите к ней подтверждающие документы. Направьте жалобу в течение 15 дней после принятия инспектором действия, которое обжалуете (п. 128 Административного регламента от 30 ноября 2016 г. № 644).
Жалобу рассмотрят в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Действия пожарного инспектора признают правомерными или неправомерными, а жалобу удовлетворят полностью или частично либо откажут в удовлетворении с указанием причин.
Это определено в пунктах 135–136 Административного регламента от 30 ноября 2016 г. № 644.

Как обжаловать результаты проверки в судебном порядке
Предписание пожарного инспектора и постановление об административном наказании оспаривайте в суде отдельно.
Представлять интересы организации в суде вправе адвокат или лицо с высшим юридическим образованием. В суде он предъявляет документ об образовании (ст. 55 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Предписание – это решение должностного лица органа государственной власти. Такие решения оспаривают в судах общей юрисдикции (подп. 2 ч. п. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ). Заявление об оспаривании предписания подайте в районный суд по местонахождению пожарного надзора.
Постановление – это документ, который инспектор выносит по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении. Жалобу на постановление подайте в районный суд по месту рассмотрения дела (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ). Дело рассматривают по месту совершения административного правонарушения – по местонахождению предприятия.
В исковом заявлении об оспаривании предписания или постановления, укажите, что инспектор грубо нарушил правила организации и проведения проверки. Перечень грубых нарушений проверки указан в части 2 статьи 20 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.
Основания для отмены результатов проверки, проведенной с нарушениями Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, см. здесь.
Если суд отменит результаты проверки, то также он отменит предписание и постановление.

ВНИМАНИЕ
в исковом заявлении попросите суд приостановить срок исполнения предписания.
Сам факт оспаривания предписания в суде не приостановит срок его исполнения. Если суд удовлетворит просьбу, он вынесет соответствующее определение.
Дополнительные основания для отмены постановления:
1. Инспектор пожарного надзора неправильно составил протокол. Протокол, а также объяснения и сведения из протокола – это основные доказательства по делам об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 26.2, ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ). Если инспектор нарушил процедуру составления протокола, он не будет надлежащим доказательством.
2. Инспектор нарушил срок давности – один год с момента нарушения правил пожарной безопасности (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Исключение – длящиеся нарушения, при которых сроки давности исчисляют с момента их выявления инспектором.
3. Инспектор не доказал факт вины или нарушение требований пожарной безопасности. Инспектор обязан выяснить виновность нарушителя (ст. 26.1 КоАП РФ). Лицо признают виновным, если он мог соблюсти обязательные правила, но не принял необходимых мер (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Инспектор обязан доказать вину. Если у инспектора нет доказательств, то суд отменит постановление.
4. Пожарный инспектор не известил лицо, которое он наказывает, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Эта обязанность установлена пунктом 2 части 1 статьи 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
5. К ответственности привлекли не то должностное лицо. Например, если наказали специалиста по охране труда, но он не является ответственным по пожарной безопасности, то укажите это в исковом заявлении (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
6. Инспектор квалифицировал нарушение неправильно.
7. Малозначительность нарушения. Малозначительное правонарушение – то, которое не представляет существенного нарушения общественных правоотношений (ст. 2.9 КоАП РФ).
Если нет оснований, чтобы оспорить постановление, включите в исковое заявление просьбу о снижении размера штрафа до минимального уровня (п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ).

«Как проходит проверка МЧС по пожарной безопасности». И. Иванников
© Материал из Справочной системы «Охрана труда».
Подробнее: https://vip.1otruda.ru/#/document/16/37787/bssPhr2/?of=copy-a588f83f22

Скачать форму заявки

Вы можете скачать форму заявки на обучение в формате MS Word, или оформить заявку через наш сайт.

Заявка составляется на фирменном бланке организации, подписывается Генеральным директором и заверяется печатью организации.

Скачать заявку
в MS Word 2017

© 2018-2020. Bce права защищены. При копировании
информации, ссылка на источник обязательна
Вся информация на сайте не является публичной офертой
Вы можете нас найти
vkfacebook-officialinstagram